На главную

Средства обучения и воспитания

Средства обучения:

Современная система образования представляет собой весьма многообразную сферу жизни общества, в которой задействованы большие массы людей, сконцентрированы значительные материальные, финансовые и информационные ресурсы.
Эти ресурсы, призванные обеспечить образовательный процесс, и называют 
средствами обучения.
Средства обучения — совокупность материальных, технических, информационных и организационных ресурсов, используемых для обеспечения многообразных методов обучения.

Материально-техническая база МАОУ Школа № 79

Информация о наличии у МАОУ Школа № 79 ГО г. Уфы РБ  на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности

Наименование объекта Адрес объекта Назначение объекта Площадь в кв.м.
  МАОУ Школа № 79

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16
Образовательная деятельность 4594,30 кв.м.

Информация о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий

Наименование объекта Адрес Оборудованные учебные кабинеты Объекты для проведения практических занятий
Количество Общая площадь, кв.м. Количество Общая площадь, кв.м.
МАОУ Школа № 79

450065, РБ, город Уфа,

ул.Борисоглебская, 16

29 1560,1 кв.м. 29 1560,1 кв.м.

Информация о наличии библиотек, объектов питания и охраны здоровья обучающихся

Параметр Библиотека Столовая/буфет Медицинский пункт Стоматологический кабинет
Адрес местонахождения

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16
Площадь 45,4 кв.м. 203,6 кв.м.

Медицинский кабинет - 16,9 кв.м.,

процедурный кабинет - 15,1

17,1 кв.м.
Количество мест 10 200 5 5

В школе созданы безопасные условия во время пребывания в учреждении. Имеется контроль доступа в учреждение (контрольно- пропускной пункт). По программе «Доступная среда» разработаны паспорта доступности и дорожные карты объектов. С сотрудниками трудового коллектива регулярно проводятся инструктажи по обеспечению доступной и безопасной среды для инвалидов и лиц с ОВЗ. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть Интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе сайтам для обучающихся и работников школы закрыт. Имеется оборудованный медицинский кабинет.

 

Информация о наличии объектов спорта

Вид объекта спорта(спортивного сооружения) Адрес местонахождения объекта Площадь
Спортивный зал

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16
262,8 кв.м.
Малый спортивный зал

450065, РБ, город Уфа,

ул. Борисоглебская, 16
66,6 кв.м.

К организационным средствам относятся действующие в школе  формы обучения: очная, на дому.

К этой же группе средств обучения относят и взятые в совокупности методы обучения, характер распределения обучаемых по группам (классам), продолжительность учебных циклов (четверти,  общие сроки обучения), характер и сроки контрольных мероприятий — текущих и итоговых.

На уровне обучения отдельным предметам выделяются следующие группы средств обучения:

  • словесные (учебники, и учебные пособия, раздаточные материалы в виде набора заданий, упражнений, тестов, схем),
  • визуальные средства (микроскоп, диаскоп, модели, макеты, карты, рисунки и т.п.),
  • аудиальные (проигрыватель, магнитофон),
  • аудиовизуальные, (телевизор, видеомагнитофон),
  • средства автоматизации процесса обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, локальные телекоммуникационные сети),
  • учебно-методические материалы, помещенные на сайте школы в сети Интернет.

Информационно-техническое оснащение  образовательной деятельности

Уровень обеспеченности учебной литературой федерального перечня

100%

Уровень обеспеченности учебной литературой регионального перечня

100%

Уровень обеспеченности электронной литературой

10%

Количество компьютеров (включая ноутбуки) - 64 шт.

Интерактивные доски - 6 шт.

Проекторы - 18 шт.

Документ-камеры - 8 шт.,

В ОУ используются электронные дневники. Электронные дневники дают возможность контролировать успеваемость и посещаемость детей. Электронный дневник дисциплинирует учеников и создаёт мотивацию в обучении, что ведёт к повышению качества учёбы.
К техническим средствам относятся натуральные объекты (коллекции минералов, гербарии), различного рода изображения (модели, картины, кинофильмы), описания (учебники, другие дидактические материалы), многообразные традиционные технические средства обучения.
Сегодня компьютер зарекомендовал себя в качестве многофункциональной обучающей машины. С его помощью предъявляются не только тексты, но и информация в звуковой форме. Он может формировать не только знания, но и умения, служить развитию учащихся.
Имеющиеся программные продукты постоянно улучшаются. Они используются и для управления образованием, и при проведении научно-педагогических исследований. Применение компьютеров в образовании ведет и к повышению его экономической эффективности. Однако следует помнить, что живое человеческое общение всегда сохранится в качестве незаменимой основы процесса обучения и воспитания.

 

Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям

С 1 сентября 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно которому содержание и художественное оформление информации, предназначенной для обучения детей в образовательных учреждениях, должны соответствовать содержанию и художественному оформлению информации для детей данного возраста. Информационная безопасность в целом, особенно детей — одна из центральных задач, которую необходимо решить для России.

Электронные образовательные ресурсы, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ

Использование Интернета является безопасным, если выполняются три основных правила:

1. Защита компьютера 
· регулярное обновление операционной системы 
· использование антивирусного программного обеспечения 
· применение брандмауэра 
· создание резервных копий важных файлов 
· соблюдение осторожности при загрузке новых файлов.

2. Защита в Интернете

· разглашение личной информации с осторожностью
    · помните, что в Интернете не вся информация надежна и не все
      пользователи откровенны.

3. Соблюдение правил о том, что:

- закону необходимо подчиняться даже в Интернете;
      - при работе в Интернете следует заботиться об остальных так же, 
        как о себе.

 Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям в МАОУ Школа № 79 ГО г.Уфы Республики Башкортостан

    Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является информатизация образовательного процесса, которая рассматривается как процесс, направленный на повышение эффективности и качества учебных занятий, и администрирования посредством применения ИКТ (информационно-коммуникативных технологий). 

  У каждого заместителя директора и учителя, а также классного руководителя есть свое автоматизированное рабочее место. Все компьютеры школы соединены в единую локальную сеть, имеют выход в Интернет.

Школьники имеют возможность работать в сети Интернет на уроках информатики в компьютерном классе, также работают 3 мобильных класса"1 ученик+ 1 ноутбук" на базе ноутбуков в начальных классах.

Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и управленческого процессов через призму информатизации, мы считаем, что школьный компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность учебных занятий, так как:

· включение в урок мультимедиа материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) повышает его наглядность;
 · компьютер позволяет задействовать межпредметные интеграционные процессы, так как он по своей сути инструмент надпредметный, а применение, к примеру, одних и тех же программных средств и алгоритмов при решении математических, физических, химических и других задач акцентирует внимание на общности изучаемых в рамках разных предметов тем и законов;
 · сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки учебной аудитории, того объема информации, которая предоставляется учителем или родителями.

В школе создан, постоянно пополняющийся и обновляющийся сайт, на котором располагается информация: о школе и её основных направлениях, об истории и развитии школы и её традициях, об учащихся, о педагогических работниках.

На сайте школы размещаются важные документы, касающиеся организации образовательного процесса – публичный отчет директора (отчет о самообследовании ОО), документы, регламентирующие работу школы.

Классификатор запрещенной информации

Классификатор информации, не совместимой с задачами образования

Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/).

Федеральный портал "Российское образование" (http://www.edu.ru/).

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (http://window.edu.ru/).

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/).

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/).

Электронные библиотечные системы и ресурсы (http://www.tih.kubsu.ru/informatsionnie-resursi/elektronnie-resursi-nb.h tml).

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Информационный ресурс библиотеки образовательной организации.

Средства воспитания:

1. Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося; индивидуальные беседы
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, школьные праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе.

Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети: а) выясняют условия совместного выполнения задания; б) организуют его взаимное обсуждение; в) фиксируют ход совместной работы; г) обсуждают полученные результаты; д) оценивают успехи каждого; е) утверждают самооценки членов группы; е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания; ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.
Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками.
Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях: 1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости; 2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей; 3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот); 4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.  Осуществляется через
-дежурство по классу, школе;
-работа на пришкольном участке;
-летняя трудовая практика
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр
-организационно-деятельностные;
- соревновательные;
- сюжетно-ролевые.

 Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Развитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.